Педагогическая работа
Copyright © 2009 by Igor Belyavski · All Rights reserved ·
Основные направления деятельности центра
Диагностическая работа
Ранняя коррекционно-педагогическая помощь
Педагогическая работа
Методическая работа
Консультативная работа
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР
Социально-психологическая работа
ЛИДСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации - это учреждение образования, которое посещают не совсем обычные мальчики и девочки. Это место, в котором обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Ребята, которые посещают наш центр, не могут ходить в обычные детские сады, учиться в школах. По различным причинам они с детства отличаются от своих сверстников, часто значительно отстают от них в развитии. Они плохо говорят. Иногда их речь вообще не понятна окружающим. Они не умеют сами играть с игрушками, в простейшие детские игры. Они не умеют читать и писать. Многие с трудом передвигаются. Некоторые из них не могут даже сидеть. Что же они делают в центре? Зачем они туда ходят? В ЦКРОиР с детьми с особенностями в развитии занимаются педагоги: учителя, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, музыкальный руководитель. Им оказывают помощь медицинская сестра по массажу и инструктор ЛФК. С воспитанниками дошкольных групп, учащимися классов проводят занятия, уроки. Но это не уроки русского языка и математики, истории и географии. Этих детей учат общаться с взрослыми и детьми, учат выражать свои чувства, желания, потребности. Учат простейшим навыкам самообслуживания: умываться, кушать, одеваться. Причем, для кого-то умываться - это значит откручивать кран, регулировать воду, мочить и намыливать руки, лицо, вытирать их полотенцем. Кушать - это сидеть за столом, держать в руках ложку или чашку, подносить ее ко рту, прожевывать и проглатывать пищу. Одеваться и раздеваться - это расстегивать и застегивать замки, застежки, пуговицы, натягивать колготы, надевать куртку, шапку, шарфик. А для кого-то - просто не сопротивляться когда тебя умывают или одевают, проглатывать пищу, которую кладут в рот. Все индивидуально, все зависит от конкретных возможностей каждого ребенка. Воспитанники центра учатся ухаживать за растениями, выполнять простые действия, связанные с уборкой помещения, территории, уходом за вещами, приготовлением пищи. В центре оборудован кабинет социальной адаптации, в котором воспитанники учатся пылесосить, утюжить, готовить простые блюда, мыть посуду. Детям интересно заниматься в сенсорной комнате, где все звучит и переливается множеством красок и звуков. Они имеют возможность полежать на подушках с разными наполнителями, походить босиком по сенсорным дорожкам, послушать журчание воды или трели птиц, шум океана или свист ветра, посмотреть как искрятся цветные пузырьки в световой колоне. Дети ощупывают и исследуют различные поверхности, учатся различать запахи и вкусы, узнавать настроение игрушек и людей по мимике. Мальчики и девочки учатся здороваться и прощаться, просить о чем-нибудь, благодарить. С ними отрабатывается поведение на остановке, в автобусе, в кабинете врача, в магазине, на почте и т. д. Для воспитанников и их родителей организуются праздники, развлечения, утренники. Детям дарят подарки, показывают сказочные истории, с ними разучивают простые танцы, песенки, музыкальные игры. Они старательно играют на шумовых музыкальных инструментах, танцуют, хлопают в ладоши. Дети сами становятся участниками коротких спектаклей, представлений, в которых они с помощью костюмов, ростовых кукол перевоплощаются в различных зверюшек, играют роли. В центре есть тренажеры, шариковые бассейны, туннели, обручи, мячи и другой спортивный инвентарь. Воспитанникам делают массаж, педагоги и медик проводят с ними занятия адаптивной физической культурой. Несмотря на все сложности, которые испытывают дети с особенностями развития при обучении и воспитании, они остаются детьми. Они любят играть, только их нужно этому научить. Им нужны яркие красочные прочные игрушки, постоянное руководство и помощь взрослого. Педагоги сами предлагают игрушки детям, сами показывают, что с ними можно делать, учат детей играть рядом друг с другом, вместе со сверстниками и взрослыми. Дети любят яркие книги с картинками, любят сидеть на ковре или диванчике, слушать эмоциональный рассказ педагога и рассматривать иллюстрации, узнавать на них знакомых героев. Мальчики и девочки центра любят праздники и развлечения, любят, когда к ним приходят гости, любят смотреть мультфильмы. Группы и классы центра работают каждый день с 8 утра до 5 вечера. Родители приводят детей, оставляют их с педагогами, которые не просто присматривают за ними, но и организуют познавательную, полезную и интересную занятость. В летний период на базе ЦКРОиР работает лагерь с дневным пребыванием, в котором оздоравливаются не только воспитанники центра, но и дети-инвалиды, которые обучаются на дому. Для детей организуются экскурсии, конкурсы, музыкальные и спортивные досуги и многое другое. Педагогическая работа обеспечивает поступательное социокультурное развитие ребенка с особенностями психофизического развития путем целенаправленной передачи ему системы ценностей, правил поведения, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам и возможностям ребенка, коррекцию и (или) компенсацию, имеющихся у него нарушений средствами образования в целях его социальной адаптации и включения в жизнь общества. Педагогическая работа в условиях центра осуществляется через организацию образовательного процесса для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Образовательный процесс в центре осуществляется в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь. Лицам, прошедшим полный курс обучения в центре, выдается об образовании в соответствии с законодательством. Образовательный процесс имеет коррекционно-развивающую направленность и обеспечивает приобретение детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает на основе социальной реабилитации к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе. В содержании образования детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями выделяются следующие основные области: предметно-практическая деятельность (овладение знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению); познание собственной личности; самообслуживание и элементарное обеспечение собственной жизнедеятельности; обучение элементарным трудовым навыкам; общение и социальное взаимодействие; приобретение знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта. Образовательный процесс обеспечивается: максимальной индивидуализацией; организацией одновременной работы педагога и разных специалистов центра на уроке (занятии) с целью вовлечения детей в полноценное социальное взаимодействие с внешней средой через совместные действия (взрослый формирует у ребенка умения и навыки, целенаправленно уменьшая свою собственную активность и предоставляя ребенку возможность самостоятельной работы); использованием различных видов коммуникативной деятельности (жест, символ, знак, слово); осуществлением обучения на полисенсорной основе (с опорой на сохранные анализаторы) с преимущественным предоставлением условий для наглядно-практической деятельности при усвоении учебного материала. В 200/2010 учебном году в двух дошкольных группах и трех классах ЦКРОиР обучаются 22 ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. С воспитанниками проводятся занятия воспитателей, уроки, коррекционно-развивающие занятия учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Коррекционно-педагогическая помощь и социальная реабилитация осуществляется на основании учебных планов для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями по индивидуальным коррекционно-развивающим программам. Программы разработаны совместно педагогами и медицинскими специалистами центра на основании комплексной диагностики, проведенной в начале учебного года с учетом индивидуальных особенностей детей, программных требований, специфики работы педагогов. Индивидуальные программы обсуждались на заседаниях группы психолого-педагогического сопровождения, утверждались на педагогическом совете УО "ГЛР ЦКРОиР". Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками учреждения проводится также с применением средств художественного творчества. Педагогами социальными и педагогами-психологами согласно разработанным и утвержденным программам занятий еженедельно проводится работа кружков "Чудеса своими руками", "В гостях у сказки" с использованием элементов арт-терапии, сказкотерапии. Работа по социальной реабилитации детей с ОПФР ГЛР ЦКРОиР включает в себя двигательную реабилитацию и реабилитацию путем социально-бытового обучения (бытовая и элементарная трудовая деятельность). Двигательную реабилитацию осуществляет медицинская сестра по массажу (по направлениям врачей УЗ). Учителями классов, воспитателями дошкольных групп проводятся занятия по адаптивной физкультуре с воспитанниками центра, что способствует развитию и совершенствованию у детей физических и двигательных качеств. Реабилитация воспитанников путем социально-бытового обучения, формирование у них навыков самообслуживания, социально-бытовой компетенции осуществляется воспитателями и учителями на занятиях, уроках в дошкольных группах и классах, в ходе проведения режимных моментов, организации игровой деятельности. Индивидуальные достижения детей в ходе реализации коррекционно-развивающих программ фиксируются в оценочных листах, социограммах, картах наблюдений. На протяжении года все педагоги центра отслеживают динамику сформированности умений и навыков по различным параметрам у воспитанников центра, заполняют оценочные листы, социограммы, вносят данные диагностики в таблицы "Сформированность умений и навыков" на начало, середину и конец года. На дому в 2009/2010 учебном году обучаются трое учащихся классов ЦКРОиР с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. Для двух человек организовано индивидуальное обучение в условиях семьи. Для одного - в форме комбинированного обучения в условиях семьи и учреждения образования (центра). В текущем году учителя-дефектологи, педагоги-психологи ЦКРОиР оказывают также коррекционно-педагогическую помощь 30 детям с ОПФР, согласно разработанным специалистами и утвержденным директором центра планам, индивидуальным коррекционно-развивающим программам. Формы организации занятий - индивидуальные (с детьми с тяжелыми нарушениями развития) и групповые (с детьми с речевыми нарушениями).
Используются технологии
uCoz